Маркетинговые исследования: записки рисёчера

3 мифа и 15 лет маркетинговых исследований


Рубрики: Маркетинговая индустрия

hi_from_90_51.jpg15 лет назад, 6 (или 7) сентября 1996 года, я впервые попробовала себя в качестве интервьюера на более-менее постоянной основе. Эту дату я считаю началом своей карьеры в маркетинговых исследованиях. Тогда люди часто попадали "с корабля на бал", вот и мое первое интервью было сразу "взрослым" -  с каким-то важным и главным чиновником в некоем важном и главном министерстве :).

В целом все прошло хорошо, если не считать того, что после многочисленных проверок и выписывания пропусков, попав на нужный этаж нужного министерства, я долго и с трепетом стучалась в дверь подсобного помещения, где находились огнетушитель и швабра, перепутав эту дверь с приемной министра :).

Но поговорить мне интересно не о казусах, которые случались в моей карьере, а о том, как изменилось мое восприятие индустрии за эти 15 лет.

Почти все мифы, о которых я буду писать, казались мне верными 15 лет назад, когда я начинала карьеру исследователя и интересовалась работой с информацией и данными. В реальности сейчас все пока получается  несколько по-другому, но мне не кажется, что получается "хуже", чем я думала .

Миф 1. С развитием технологий работа с информацией и анализ данных упрощаются.

В 70-х и 80-х годах многие философы и социологи утверждали, что развитие компьютеров позволит всем людям, работающим с информацией, значительно сократить объем работы и, соответственно, продолжительность рабочего дня ("Вкалывают роботы - счастлив человек").

Были еще сомнения по поводу всяких "лирических" профессий, вроде музыкантов или балерин, но уж про аналитиков, социологов и экономистов речи практически не шло - основной задачей таких людей с развитием компьютерных технологий предсказывался подсчет вариантов того, чем заняться в свободное время :).

Реальность. А ближе всех к истине оказался Лем, который в "Сумме технологий" делал предположение о том, что с усложнением системы и увеличением ее мощностей, в один прекрасный день для работы с такой системой понадобится не менее мощный искусственный интеллект. Системы усложнились, но искусственного интеллекта пока не придумали, поэтому для работы с информацией сейчас требуются все  более квалифицированные люди,  а работы становится все больше и больше.

Миф 2. Со временем увеличивается количество нужной и релевантной информации о бизнесе и обществе

Поэтому мне казалось, что в ближайшем (3-5 лет) будущем будут востребованы люди, умеющие  работать с большими массивами данных: строить сложные модели, делать прогнозы и т.д.

Реальность. Действительно, сейчас  "документируется" все больше процессов: системы для работы с клиентами, исследования блогосферы, онлайн-исследования, наблюдения - но в итоге увеличивается не релевантность информации, а ее количество.

Причем, при внедрении колл-центра, к примеру, начинает записываться не только информация про общение оператора с клиентом, но еще и довольно много "служебной" информации, которая относится к деятельности колл-центра. И так везде и всюду.

Поэтому пока больше ценятся не аналитики, способные построить сложную математическую модель, а специалисты с навыками по быстрому извлечению, сортировке и примитивной группировке разнородной информации. Думаю, что со временем эта ситуация изменится, но вряд ли в следующие 15 лет.

Миф 3. Если все делать правильно, то все будет хорошо

Тогда, 15 лет назад я была уверена, что если хорошо сделать исследовательский проект - с грамотной выборкой, точной анкетой, глубоким анализом и пр. - можно получить ответы почти на все вопросы. И люди точно могут рассказать специалистам по маркетингу и социологам о своих нуждах и потребностях. Особенно если их "правильно" об этом спрашивать и "правильно" анализировать информацию.

На основе полученных данных потом можно создать новые и замечательные продукты и бренды, а также разрабатывать замечательные и победоносные маркетинговые стратегии.

Реальность.  Опросные методы медленно, но верно сдают позиции наблюдению (и нужно учиться не спрашивать и подсчитывать, а слушать, видеть и понимать), инсайты не приходят в голову тысяче человек одновременно, а успех маркетинговой стратегии зависит  от множества факторов, в том числе и  от одного-двух человек, которые должны поставить нужную подпись в нужном месте.

Но в целом, несмотря на разочарования и набитые шишки, я думаю, что индустрия маркетинговых исследований в частности и "информационная" индустрия  в целом - это очень увлекательные и перспективные сферы жизни. И мне хотелось бы этим заниматься еще несколько раз по 15 лет как минимум :).

А у вас были "глобальные" убеждения по поводу маркетинга и маркетинговых исследований, которые потом сильно изменились?


Метки: