Маркетинговые исследования: записки рисёчера

Хорошая цитата про статистику и размышления про правду и ложь


Рубрики: Маркетинговая индустрия

«Не доверяйте тому, что говорит статистика, если у вас нет четкого и ясного представления о том, что она умалчивает»
— William W. Watt

Вот и меня всегда интересовало, какой прок «обычным» людям от данных, к примеру, количественных политических исследований про толерантность, если непонятно, в рамках каких политологических теорий делались исследования и даже непонятно то, каким образом авторы исследования определяют, к примеру, толерантность или электоральную активность? Но зато ошибка выборки при этом — 3,6%, да 🙂

Таким образом, то, что показывают широким массам в результатах исследований, — это, имхо, искаженная картина общественной и политической жизни. Как правило, не потому, что кто-то фальсифицирует данные или неправильно задает вопрос. А потому, что практическая ценность фразы «63% россиян то-то» в отрыве от теории и научного контекста равна 0.

Какая разница — 63% или 93% россиян «то-то», если «то-то» каждый для себя определяет в силу образования, стереотипов и прочих факторов? И самое интересное: даже если написать «в рамках теории политолога X», все равно ведь будет непонятно, если не заниматься этой темой вплотную (даже профессиональным социологам). А многотомную теорию политолога X не изложишь в формате и стиле газеты «Московский Комсомолец».

А люди чувствуют, что «что-то не то», но думают, что «есть ложь, наглая ложь и статистика». А это просто социологии и статистике, в отличие от физики, не повезло — если бы в газетах публиковали результаты физических экспериментов, то была бы «ложь, наглая ложь, статистика и физика» 🙂


Метки: