Маркетинговые исследования: записки рисёчера

Хорошая цитата про статистику и размышления про правду и ложь


Рубрики: Маркетинговая индустрия

"Не доверяйте тому, что говорит статистика, если у вас нет четкого и ясного представления о том, что она умалчивает"
- William W. Watt

Вот и меня всегда интересовало, какой прок "обычным" людям от данных, к примеру, количественных политических исследований про толерантность, если непонятно, в рамках каких политологических теорий делались исследования и даже непонятно то, каким образом авторы исследования определяют, к примеру, толерантность или электоральную активность? Но зато ошибка выборки при этом - 3,6%, да 🙂

Таким образом, то, что показывают широким массам в результатах исследований, - это, имхо, искаженная картина общественной и политической жизни. Как правило, не потому, что кто-то фальсифицирует данные или неправильно задает вопрос. А потому, что практическая ценность фразы "63% россиян то-то" в отрыве от теории и научного контекста равна 0.

Какая разница - 63% или 93% россиян "то-то", если "то-то" каждый для себя определяет в силу образования, стереотипов и прочих факторов? И самое интересное: даже если написать "в рамках теории политолога X", все равно ведь будет непонятно, если не заниматься этой темой вплотную (даже профессиональным социологам). А многотомную теорию политолога X не изложишь в формате и стиле газеты "Московский Комсомолец".

А люди чувствуют, что "что-то не то", но думают, что "есть ложь, наглая ложь и статистика". А это просто социологии и статистике, в отличие от физики, не повезло - если бы в газетах публиковали результаты физических экспериментов, то была бы "ложь, наглая ложь, статистика и физика" 🙂


Метки: