Как оценить эффективность корпоративного блога?
Специалисты Итак, сначала выгоды (вместе с их относительной «полезностью» для компании), затем единицы измерения, а потом эталон для сравнения: +1. Трафик Единицы измерения: количество посетителей и просмотров страниц корпоративного сайта. Польза/Выгода: стоимость рекламы (сколько стоило бы привлечение такого же количества посетителей на сайт без блога). +2. Упоминания в прессе Единицы измерения: количество упоминаний в прессе со ссылками на блог, соответственно :). Польза/Выгода: стоимость такого же количества проплаченных PR-публикаций или статей в аналогичных источниках.
+3. Позиции сайта в поисковых системах Единицы измерения: % страниц блога , которые находятся на первых трех страницах выдачи поисковой системы по ключевым словам, актуальным для компании. Польза/Выгода:стоимость оптимизации сайта и стоимость контекстной рекламы в поисковиках для достижения аналогичных результатов. +4. Word-of-Mouth (позитив) Единицы измерения: количество положительных упоминаний компании в поиске по блогам+количество комментариев в корпоративном блоге. Польза/Выгода: стоимость работы специалиста по скрытому маркетингу для достижения аналогичных результатов. +5. Экономия на маркетинговых исследованиях 🙂 Единицы измерения: количество раз в году, когда комментарий в блоге приводил к каким-либо инсайтам или, хотя бы, находкам, полезным для компании :). Польза/Выгода: стоимость маркетинговых исследований для достижения аналогичных результатов. +6. Сглаживание эффекта от негативных высказываний потребителей Единицы измерения: количество публикаций в прессе, вызванных негативными комментариями потребителей+печальные изменения в каких-либо рейтингах, влияющие на имидж компании. Польза/Выгода: тут предлагается достаточно хитрый способ — надо порыться в архиве, вспомнить, когда в последний раз негативные отзывы о компании приводили к публикациям в официальной прессе и снижениям рейтингов и посмотреть их количество, а также график продаж за этот период. А потом сравнить с аналогичной ситуацией, но уже с учетом того, что в корпоративном блоге были сделаны попытки сгладить негативное впечатление о компании. Если и публикаций негативных было меньше и продажи упали меньше, чем в прошлый раз — значит, по мнению специалистов Forrester, блог помог ровно настолько, насколько меньше упали продажи и на то количество негативных статей, которое было не опубликовано 🙂 +7. Самый важный критерий — повышение эффективности продаж. Единицы измерения: количество клиентов, читающих блог и совершающих покупки. Польза/Выгода: насколько менее затратным стал для компании процесс продаж (количество денег, которое надо потратить на рекламу, продавцов и т.д., чтобы побудить клиента совершить покупку). Критерии, безусловно, неоднозначные. Но мне нравится деловой количественный подход специалистов Forrester, а то в «среднестатистических» маркетинговых статьях про корпоративные блоги обычно только разглагольствуют о том, как это здорово или бесполезно. А тут, практически, готовый инструмент, пусть и не идеальный — перенеси в Excel и считай себе эффективность 🙂 Эти показатели в оригинале и в виде красивой схемы можно посмотреть здесь — комментариев
Статьи на эту темуКомментариев: 9 |
Это был бы деловой количественный подход, в том случе, если бы они привели (хотя бы примерно) стоимость маркетингового исследования для получения 1 (одного) инсайта или стоимость оптимизации сайта в расчете на 1 попадание на первые страницы поисковика.
Мне кажется, это сильно зависит от конкретной компании, которая хочет оценивать эффективность. Для всех сразу это подсчитать невозможно, имхо.
В платной версии отчета они, по-моему, это показывали на примере нескольких крупных компаний и там было более конкретно. Для General Motors они подсчитали, что в 2005 году при инвестициях в $291,000 они получили от блога возврат, эквивалентный $578,000 — 99% эффективность 🙂
2Ирина Шмакова:
Средней стоимости инсайта, конечно, быть не может.
Но каждая компания (клиент) легко для себя вычислит.
Благо, хорошие инсайты встречаются редко.
Пример:
Компания А — 2 инсайта за год
Бюджет на МИ 300,000К
Стоимость инсайта — 150,000К
Что сложного? 🙂
2Светлана:
Мне кажется, «с чем сравнить» — не совсем корректный перевод для Value. Скорее, «в чем польза».
А то получается, что сравниваем количество читателей с долларами. Не логично. 🙂
Вы действительно считаете стоимость инсайтов?
Ирина, Александр,
На сами по себе инсайты они (Forrester) думаю не покушаются — речь идет о том, сколько и по какой цене надо, к примеру, провести исследований, чтобы узнать, какую-либо полезную для компании информацию или решить проблему. Это не «вместо» исследований (заводим блог-не проводим фокус-группы), а «вместе» с исследованиями предлагается использовать 🙂
У меня перевод и вправду какой-то корявенький получился, поправлю на «Польза/Выгода» 🙂
У меня есть сомнения не только в существовании рассчетов стоимости «инсайтов», но и в существовании подсчета этих «инсайтов» в штуках. Как-то я не очень это себе представляю… Оборот за год — х денег, прибыль — у денег, инсайтов за год найдено — хх штук… Так это примерно должно выглядеть? :))
Потом, если считать инсайты и вычислять их стоимость — просто делить бюджет на количество инсайтов — вряд ли правильно. Нужно же учитывать «жирность» инсайтов. Отделять те, которые по три, но вчера, от тех, которые по пять, но позавчера… Нет?
Когда я работал на клиентской стороне, мы считали количество решений, при принятии которых помогли исследования. И вычисляли среднюю стоимость решения.
Это был неплохой KPI, помогавший оптимизировать программу исследований. На основе такого анализа мы, например, отказались от продления подписки на R-TGI.
Если компания ставит для исследований задачу получить инсайте, не вижу, почему не подсчитать и их стоимость. Другой вопрос — ставить такую задачу или нет. Еще один вопрос — как идентифицировать инсайт.
Однако есть такие должности, как consumer insights manager. Значит, у некоторых компаний есть положительные ответы на оба вопроса. А если есть понимание — в чем проблема подсчета? Да и какой еще KPI для инсайтс-менеджера, как не стоимость инсайтов?
Про себя: последние 3 года я работаю в агентствах. Поэтому сейчас считаю только стоимость проектов. Для других подсчетов вводных нет. 🙂
Про маркетинговые исследования — а вообще не права я, у них в оригинале этот пункт называется «Savings on customer insight», то есть, именно, «вместо».
Не, такой футбол нам не нужен 🙂
Живой трекбек: http://community.livejournal.com/smo_ru/42117.html