Маркетинговые исследования: записки рисёчера

О вреде и/или пользе инструкций


Рубрики: Анкеты и инструкции, Онлайн-исследования

Как и многие другие люди, я не очень люблю читать инструкции. Особенно многостраничные, да еще такие, где, к примеру, представлены кучи описаний для различных моделей и устройств и необходимо долго искать страницу с нужным языком или нужной моделью.

Но скука от чтения инструкции не сравнится со скукой от написания инструкций - а писать таких инструкций рисёчеру приходится довольно много: инструкция региональным руководителям, инструкция интервьюерам, инструкции для респондентов (в онлайн-опросе или анкете для самозаполнения), инструкция для кодировщиков, инструкция для обработки данных, иногда еще инструкция для особо продвинутых клиентов или инструкция для коллег перед уходом в отпуск...

Я даже знаю, в чем корень проблемы тяжести написания инструкции - в глубине души ты понимаешь, что инструкцию эту или вообще не будут читать, или будут читать с чувством глубокой тоски. Помню, уже несколько коллег озвучивали идею помещать в середину инструкции текст: "Тем, кто дочитал до этого места, полагается премия в 500 рублей" 🙂

Но моя идея в области написания инструкций по проекту - они должны быть максимально похожи на хорошие презентации. А это - минимум текста, максимум иллюстраций и понятных схем с одной стороны, но с другой - раза в два-три больше времени на их подготовку.

Обычно хорошая инструкция получается если:

1. Она пишется уже после первичного тестирования анкеты и обсуждения с интервьюерами (коллегами), с учетом всех ошибок и багов. В этом случае не тратится время на то, чтобы изменить нумерацию вопросов в инструкции, если в анкете что-то поменялось, а меняется после первичного тестирования многое.
2. Во время написания инструкции вносятся изменения в анкету (это хорошо и для анкеты, и для инструкции, потому что некоторые баги выявляются мгновенно, когда Вы пытаетесь объяснить интервьюеру или респонденту, что с Вашим творением делать )

3. В инструкции для интервьюеров/региональных руководителей не монотонно описываются все вопросы по порядку, типа: "Q3.1 - Только один ответ, выбор из списка, зачитайте", а реальные баги, которые встретились в ходе тестирования анкеты или места, требующие пояснения.
4. Инструкции для респондентов в онлайн-опросе: а) есть б) написаны нормальным человеческим языком. Никогда не забуду онлайн-анкету, где вместо текста вопроса было большими буквами написано УКАЖИТЕ ПОЛ РЕСПОНДЕНТА. Или вопрос разбитый на два экрана: на первом экране требовалось что-то там выбрать из длинного списка, на втором экране вместо текста вопроса красовалось: "А почему? " Так и хочется что-нибудь хлесткое в форме для ввода открытого вопроса написать, причем "по кочану" - это самый мягкий вариант 🙂

5. В инструкции есть понятные схемы и иллюстрации. Два квадратика с номерами вопросов и стрелка между ними воспринимаются легче, чем "Если в вопросе 3 отмечен код 2 и не отмечен код 5 - переходите к вопросу 6".

Гляжу на свою инструкцию: "Отметьте этот вариант, если в момент ответа на вопрос Вы слышите..." - мда, до идеала этой инструкции еще далеко 🙂

3

комментария


Метки:

Статьи на эту тему

Комментариев: 3

  1. сама писать их не люблю.
    Но гораздо, гораздо хуже править их за кем-то!
    У меня ассисстентка была (сейчас уволилась), которая однажды написала инструкцию следующим образом — взяла инструкцию прошлого опроса, поменяла название проекта и с чистыми глазами выдала мне как труд полутора часов. Причем прошлый проект бил холл-тестом, а нынешний — опросом в магазине 🙂
    Может думала, что я их тоже, как и интервьюеры, не читаю? 🙂